Меню сайта

        В условиях модернизации системы российского образования приоритетом для государства является развитие ее кадрового потенциала, непрерывный рост профессионального мастерства педагогических работников. Этой цели служит создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее – Система) в рамках национального проекта «Образование» (с учетом изменений и дополнений 2020 и 2021 гг.).

Одним из ключевых направлений создания Системы является развитие наставничества педагогических кадров, являющееся эффективным инструментом профессионального роста педагогических работников общего, среднего профессионального и дополнительного образования.

Наставничество как социально-педагогическое явление существует в российском образовании с XIX века. В современной России существуют разнообразные практики наставничества педагогических работников, в которых сочетаются традиционные и инновационные черты.

Главная проблема наставничества в образовании на сегодняшний день – неопределенность его концептуально-методологического и нормативного правового статуса, что существенно затрудняет его «превращение» в широкое социально-педагогическое явление. Наставничество в образовании развивается преимущественно как волонтерское движение. Существует реальная потребность его трансформации в регламентированный вид профессиональной деятельности в образовании.

Одним из путей разрешения данного противоречия является разработка и внедрение системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Система (целевая модель) наставничества включает концептуально-методологическую разработку основных категорий и понятий, связанных с наставничеством, нормативное правовое обеспечение наставнической деятельности, направленное на повышение правового статуса наставничества и наставников, определение организационно-педагогических, методических и технологических механизмов реализации системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях

Целевая модель наставничества – это система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. С точки зрения системы наставничества целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.

Цель реализации целевой модели (программы) наставничества – повышение эффективности системы образования Российской Федерации через:

  • улучшение показателей конкретной образовательной организации в образовательной, культурной, спортивной и других сферах,
  • раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого, поддержка индивидуальной образовательной траектории,
  • создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров,
  • формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

Реализация целевой модели в конкретном образовательном учреждении производится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.

  • Работа с внешней средой – вся деятельность, направленная на внешнее подкрепление программы: информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы и финальный – отчет о результатах и тиражирование успехов), привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки и проведения оценки.
  • Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на внутреннее поддержание программы, организацию самого хода программы и взаимодействие со всеми ее участниками, а также на частичную оценку результатов.

Цикл наставничества в образовательных организациях непременно включает семь этапов:

Этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества:

  • определение заинтересованных в реализации программы аудиторий,
  • информирование этих аудиторий о возможностях наставничества и планируемых результатах,
  • формирование команды организаторов и выбор куратора,
  • определение необходимых для реализации программы ресурсов.

Этап 2. Формирование базы наставляемых через:

  • результаты проофориентационных тестов,
  • результаты опросов и анкетирования

Этап 3. Формирование базы наставляемых через:

  • базу наставников-педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.

Этап 4. Отбор и обучение наставников через:

  • подготовку анкет и тестов для определения уровня готовности, компетенций и личной мотивации наставляемых,
  • привлечение внешних и внутренних ресурсов для организации обучения наставников,
  • проведение обучения наставников.

Этап 5. Формирование наставнических пар/групп через:

  • подготовку инструментов для формирования пар / групп,
  • проведение мероприятия / тестирования / встреч для формирования пар / групп,
  • закрепление итогов мероприятия и пар / групп,
  • психологическое сопровождение наставляемых, не сформировавших пару / группу, продолжение поиска наставника.

Этап 6. Организация работы наставнических пар / групп через:

  • анализ компетенций и сильных сторон наставника и наставляемого,
  • определение приоритетных целей развития наставляемого и общих задач пары / группы,
  • предоставление наставникам методических рекомендаций, дополнительных материалов по работе с наставляемыми,
  • организацию контроля за работой групп со стороны куратора,
  • организацию регулярного сбора обратной связи,
  • фиксацию промежуточных результатов наставнического взаимодействия.

Этап 7. Завершение наставничества через:

  • определение форм представления результатов работы конкретной пары / группы,
  • сбор обратной связи от участников программы,
  • представление результатов программы всей организации,
  • организацию и проведение финального мероприятия, на котором будут представлены результаты и награждены наставники,
  • предоставление информации в региональные и всероссийские медиа для тиражирования результатов и привлечения новых участников, партнеров и спонсоров в следующий цикл наставнической программы.