Меню сайта

     Рекомендации по информационной безопасности для педагогов.

   Образовательный процесс касается наименее защищенных от пропаганды членов общества- детей и подростков. В связи с этим система информационной безопасности образовательной организации должна не только обеспечивсть сохраннность баз данных и содержащихся в них массивов конфедициальных сведений, но и гарантировать невозможность доступа  в МДОУ любой пропаганды, как незаконного характера, так и  безобидной, но предполагающей воздействие на сознание воспитуемых и  всех участников образовательного процесса.

   Педагогическому работнику крайне важно иметь навыки медиаграмотности и и"информационной гигиены", уметь работать с современным програмным обеспечением, знать основные аспекты информационной безопасности, а так же применять указанные навыки не только в повседневной жизни, но и в образовательном процессе.

   Информационная безопасность образовательной организации включает систему мер, направленных на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения  с целью хищения какой-либо информации или внесение изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом данного понятия является защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.

   В составе массивов охраняемой законом информации, находящейся в  распоряжении образовательной организации, можно выделить три группы:

  • персональные сведения, касающиеся обучающихся и преподавателей, оцифрованные архивы;
  • ноу-хау образовательного процесса, носящие характер интеллектуальной собственности и защищенные законом;
  • структурированная учебная информация, обеспечивающая образовательный процесс (библиотеки, базы данных, обучающие программы)

   Все эти сведения могут стать не только объектом хищения. Намеренное проникновение в них может нарушить сохранность оцифрованных книг,  уничтожить хранилища знаний, внести изменения в код программ, используемых для обучения.

   Обязанностями лиц, ответственных за защиту информации, должно стать сохранение данных в целостности и неприкосновенности и обеспечение их:

  • доступности их в любое время для любого авторизованного пользователя;
  • защиты от любой утраты или внесения несанкционированных измениний;
  • конфедициальности, недоступности для третих лиц.

     Рекомендации информационной безопасности педагогам для детей.

   Взрослое население отстает от информационной грамотности детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной.

   Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве – это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.

   Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон принят, возрастные маркеры поставлены, но регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно. В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.

   Одной из серьезных социальных проблем последних десятилетий было и остается негативное воздействие информации на психику ребенка. Современные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных технологий, это поколение «цифровое». Порой родители гордятся тем, что их ребенок уже с ранних лет освоил мобильные устройства и знает, как найти информацию. Но не каждый родитель (к сожалению!) осознает, что за этим скрывается огромная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и опоясывает своими сетями все его развитие.

   Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. Под информационными угрозами мы понимаем совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной среде. Такие условия и факторы способны влиять на психику ребенка и манипулировать его сознанием.

   На сегодняшний день информация может преподносится в искаженной форме, в виде неадекватных нравственных норм, социальных стереотипов и установок, ложных ценностных ориентаций. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости), личностный рост ребенка оказывается вне пределов его саморазвития, самосовершенствования, теряется ценность самой жизни.

    В Концепции информационной безопасности детей обозначены те риски, которые обрушиваются в жизненный мир ребенка:

  • негативные эмоциональные состояния (страх, ужас, паника, тревога);
  • киберзависимость (привыкание к online-играм, интернету); 
  • поведение, связанное с риском для жизни или опасное для здоровья (психическая анорексия, суицидальное поведение, потребление психотропных препаратов, легкодоступных для приобретения посредством специальных сайтов);
  • кибербуллинг (травля, неоднократное умышленное причинение психологического вреда с помощью средств электронной коммуникации, таких как мобильные телефоны, блоги, вебсайты).

   Таким образом, технический прогресс, стремительно ворвавшийся в жизнь детей, становится опасной машиной, которая губительна по отношению к качеству жизни ребенка.

   Родители, педагоги, наставники, духовные учителя должны стать незыблемыми проводниками в мире информации, они должны подготавливать сознание детей к другому миру, формировать информационную грамотность, вырабатывать «информационный иммунитет», развивать способность и навыки критического мышления, учить пользоваться нужной информацией и отбраковывать бесполезную, в содержание которой может скрываться угроза для детской психики.

   Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности будет являться обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, но для этого взрослые, педагоги, в первую очередь, должны знать не только нормативно-правовую базу защиты детей от информации, возрастные особенности детской психики, готовность ее восприятия к той или иной информации, возрастную классификацию информационной продукции (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), но и критерии оценки уровня информационной безопасности информационной продукции.

Рекомендуем

​​​​​​​http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.

http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.

http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.

http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.

http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.

http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.

https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет

Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернет-зависимости у детей и подростков : http://mon.tatarstan.ru/prof_internet_zavisimosti.htm

http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»

http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы

http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности

http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»

http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам